Юзабилити сайта
Уровень комфорта и удобства, сопровождающий потенциального клиента на пути к целевому действию, определяет юзабилити сайта. В этом имеет значение каждый элемент сайта, насколько отвечает юзабилити дизайн веб сайта, если ли версия для мобильных устройств, как организована навигация, поддержка, а для оценки требуется анализ, тестирование, или даже аудит. Из нашей статьи узнаете, как оценивается юзабилити для веб-сайта, какую роль играет в развитии бизнеса, и как улучшить удобство для клиентской аудитории.
Критерии оценки юзабилити для вебресурсов
Не только сайты, но и мобильные приложения могут иметь плохой юзабилити – простыми словами пользователям сложно и неудобно использовать их. Даже если ресурс имеет современный и продуманный дизайн, он может быть неудобным. Как же оценить юзабилити – какие критерии используются для сайтов:
- Насколько просто ориентировать на вебсайте новым посетителям;
- Простота выполнения целевого действия – запутаться невозможно;
- Насколько часто посетитель сайта может совершить ошибку и как быстро обнаруживает это;
- Насколько посетитель сайта удовлетворен в целом ресурсом.
Именно поэтому каждой компании важно анализировать юзабилити сайта, и при необходимости проводить улучшение в соответствии с данным чек-листом.
В чем важность юзабилити сайтов
Каждая компания должна быть заинтересована в том, чтобы посетители сайта – потенциальные и постоянные клиенты, могли просто ориентироваться на вебресурсе. От того насколько простой, быстрый и удобный поиск нужных данных, зависит удовлетворенность клиента, проецируемая и на восприятие самой компании. Если посетитель не может найти то, что ему необходимо, он выберет другую интернет-площадку, а в бизнесе это означает переход к конкурентам.
Есть ряд общепринятых стандартов – им необходимо следовать, если хотите сделать высоким юзабилити своего сайта. Так, клик на логотип компании – переход на основную страницу, скрыть баннер можно кликом на соответствующую кнопку или крестик – располагается в правом верхнем углу, если в тексте используется ссылка, то цвет ее текста обычно выделяется синим.
Сайты с высоким показателем юзабилити позволяют:
- Повышать конверсию продаж, за счет стимулирования пользователя к совершению целевого действия простым и понятным интерфейсом;
- Высокая посещаемость повышает ресурс в поисковой выдаче – чем удобнее и полезнее сайт, тем больше переходов на него, и проведенного времени;
- Лояльность к компании выше если сайт удобный и полезный, поскольку для современного пользователя это лицо компании;
- Ресурс выше ранжируется поисковыми системами, если отсутствуют ошибки, и пользователь не возвращается к поисковому запросу.
Все это важно для развития бизнеса, поэтому остановится детально на тех параметрах юзабилити, учитывать которые необходимо как при разработке, так и если потребовалось провести проверку сайта для его оптимизации.
Основные элементы юзабилити сайта
Хороший уровень юзабилити характеризуется простотой и понятностью его интерфейса для клиентов. Важно уделять внимание основным элементам.
В дизайне – современный стиль, простота и цветовые решения.
Не только визуальное оформление характеризует дизайн ресурса. Важно продумать правильное расположение элементов, грамотно структурировать информацию. Все должно работать выполняя свои задачи.

Современный дизайн подразумевает минималистичность по числу используемых блоков. Большое количество деталей, разделов и блоков отвлекают внимание пользователя. Цветовая гамма должна быть сбалансированной, в соответствии с брендом, и отдельные блоки не должны отвлекать цветом внимание от основного.
Важным элементом является используемый шрифт. Он должен быть простым и легко читаемым.
Изображения должны быть качественными, необходимо избегать мелких иконок. Если на сайте используются кнопки, то они должны быть простыми, и не стоит проявлять креативность с их названиями – используйте стандартные и привычные для пользователей обозначения.
Навигация по сайту – структурированная и понятная.
Навигация по сайте не просто дополняет, но и может заменить элементы поиска по сайту. Большинство посетителей предпочитают использовать именно меню навигации, а строку поиска только в случае, если не получается найти нужный раздел или информацию.
Основные элементы навигации располагаются в верхней части экрана, а расширенный вариант имеет смысл разместить в подвале вашего вебсайта. В зависимости от дизайна, можно разместить меню в боковой части экрана, а если оно скрываемое, то должна быть четко обозначена кнопка, позволяющая раскрыть структуру меню.

При разработке меню навигации по сайту, важно сделать их заметными, простыми по восприятию, понятными для посетителя. При этом важно чтобы с любой страницы вебсайта была возможность быстрого перехода в нужный раздел.
Качество размещаемого контента.
Контент на вебсайте важен независимо от тематики. Не только на информационных ресурсах, но и в интернет-магазине, сайте бренда, должна быть вся необходимая и полезная информация. Пользователи ценят, если на ресурсе можно не только выбрать продукт, но и ознакомится с его характеристиками, прочитать обзоры и отзывы, и купить его. Важно размещать качественные изображения и видео предлагаемых продуктов.
Контента на сайте должно быть много, но он должен быть структурирован. Пользователь не должен теряться в море доступной ему информации, а просто и быстро переходить к тому, что его интересует.
Структурировать информацию важно и в больших текстах, чтобы не только упростить читаемость, но и выделять главное. Используйте разбивку на блоки, чтобы выделить структуру. Эффективным является использование перелинковки – можно размещать ссылки на другой контент по тематике, или раскрывающий суть продукта, услуги. Все это улучшает не только общее восприятие контента, но и удерживает посетителя на вашем ресурсе.
Адаптирование версий сайта под разные устройства.
Большинство современных пользователей просматривают сайты с мобильных устройств – смартфоны и планшеты. Однако задача владельца ресурса, сделать автоматическое определение, чтобы открывалась нужная версия сайта.

Мы уже детально остановились на структуре и дизайне сайтов с высоким юзабилити. В полной версии для ПК и мобильной должна быть преемственность в дизайнерских подходах, чтобы пользователь выполнял одинаковый алгоритм действий при смене типа устройства, и не был вынужден по новой изучать структуру.
Поддержка – помощь в работе с ресурсом.
Задача сайта – информировать потенциального клиента о своих продуктах или услугах, показывать их преимущества, и возможность заказать. Нередко посетителям сайта может требоваться обратиться в поддержку, чтобы получить ответы на возникающие вопросы.
Поддержка в юзабилити – это не только кнопка чата или возможность на любой странице запросить обратный звонок. Помощь поддержка на сайте проявляется и в том, что компания ведет его посетителю по ресурсу, а каждое действие клиента должно сопровождаться информацией об этом. Для примера, если оформлен заказ, то информация об этом должна появиться во всплывающем окне или на обновленной странице заказа, чтобы у пользователя не было ощущения, что произошла ошибка, и заказ не оформлен.
В то же время поддержка не должна быть навязчивой, и у посетителя не должно быть ощущения, что каждое действие и клик на ресурсе обслуживается, или его торопят с выбором и оформлением заказа.
Обязательно наличие на сайте раздела помощи посетителю, без необходимости обращения в поддержку. Для этого публикуйте на сайте ответы на частые вопросы, справочную информацию. Все это должно быть четко структурировано в отдельном разделе, но по контексту можно размещать ссылки для быстрого перехода на других страницах.
Скорость загрузки страниц.
Все страницы сайта должны открываться без задержек. Для этого важно не перегружать страницы тяжелыми файлами, требующими длительной разгрузки. Для примера, можно использовать изображения форматированные в WebP, чтобы они имели меньший вес, и загружались быстрее, даже в высоком разрешении. Проверить скорость работы сайта можно с помощью специальных сервисов.
<h2>Как оценить юзабилити сайта?</h2>
Есть несколько способов, позволяющих оценить, насколько ваш сайт дружелюбный к пользователям, насколько просто с ним работать. Для этого можно воспользоваться как бесплатными, так и разными платными способами.
Бесплатно можно проанализировать сайта через Google Analytics или Яндекс метрику. При работе с аналитикой обратите внимание, сколько времени проводят пользователи на сайте, в какие разделы переходят, скорость загрузки, карту кликов и конверсию.
Более трудоемким станет использование опросов и фокус-групп. Это не только требует подготовки, но и последующего анализа полученных данных. К преимуществам относится то, что вы получаете отклик от реальных посетителей, но этот отчет будет полезным только в случае, если правильно прописаны сценарии теста для посетителей ресурса.
Самым дорогим вариантом, является экспертный аудит. Таким образом анализ будет максимально полным и глубоким, а его результаты позволят исправить даже давние ошибки, повысить не просто юзабилити, но и конверсию.