Анализ безубыточности
Для оценки влияния на прибыльность компании изменения расходов и объемов продаж, используется анализ метрики точки безубыточности – CVP. Отслеживание связи между расходами, объемами продаж и получаемой прибыли, позволяет сделать бизнес эффективнее. Из нашего обзора узнаете, все о методах анализа точки безубыточности: как рассчитывается, можно ли автоматизировать использование метрики, что влияет на показатели, и какие инструменты помогают снизить показатель.
Точка безубыточности – значение метрики
Как при старте бизнеса, так и при запуске нового продукта успешной компанией, важно рассчитывать, через какое время бизнес станет прибыльным. Именно для этого используется анализ безубыточности предприятия, деятельности производства, и в реализации различных проектов.
Данная метрика показывает, при какой выручке бизнес работает прибыльно, либо, наоборот, в убыток. Этот показатель часто называют “нулевой точкой” для бизнеса.
При расчете анализа точки безубыточности для нового проекта или компании, важно учитывать, что расчеты будут приблизительными. До начала деятельности, невозможно с максимальной точностью спрогнозировать, какими будут расходы, доходы, и когда получится выйти на прибыль, даже на основе анализа точки безубыточности. Однако эта метрика неотъемлемая составляющая любого бизнес-плана, поскольку анализ безубыточности очень важен.
Виды расчета CVP
Показатель точки безубыточности бизнеса, может рассчитываться по двум основным видам. Они равнозначные, но имеют принципиальные отличия, поэтому выбор оптимального для своей компании, зависит от сферы деятельности.
- Денежный – показывает, какую сумму от продаж нужно получить, чтобы работать безубыточно;
- Продуктовый – показывает, какое количество товара/услуг необходимо продать, чтобы работать безубыточно.
Давайте рассмотрим на упрощенном примере – булочная на вынос. Клиенты в среднем оставляют 2500 тенге. Компания оплачивает аренду помещения 200 тысяч тенге, а также оплачивает работу двух сотрудников, работающих посменно – 500 тысяч тенге, а также на закупку продукции – 100 тысяч. Поскольку используется упрощенный пример расчета, то мы не берем в расчет дополнительные расходы – пакеты, дополнительные коммунальные расходы, а также налоги.

Если сложить указанные расходы, и разделить на средний чек, то получаем 320 – именно столько посетителей в среднем должно приобрести продукцию в булочной для безубыточной работы.
Отметим, что расчет рекомендуется проводить как в денежном, так и продуктовом виде точки безубыточности. Почему это важно – узнаете из нашей статьи далее.
Точный расчет точки безубыточности
Теперь вы знаете, что означает точка безубыточности для любого бизнеса, и какие виды расчетов есть. Приведенный выше пример используется для понимания сути. Как же точно рассчитывается показатель – расскажем детально.
Для получения точных данных, вам необходимо посчитать расходы – не только постоянные, но и переменные.
К постоянным относятся те статьи расходов, что не имеют прямого отношения к производимой и реализуемой продукции. На описанном выше примере – это такие статьи:
- Аренда помещения;
- Коммунальные услуги;
- Зарплата сотрудникам;
- Реклама.
К переменным относятся затраты, зависящие от объема продаж или реализуемой продукции, включая закупку сырья для изготовления, а также налоговые платежи, зависящие от объемов продаж и прибыли.
Важно! Расчет точки безубыточности будет корректным только в случае, если точно рассчитывать все переменные расходы. Даже незначительное отклонение от реальных расходов при финансовом анализе безубыточности, могут привести к значительным убыткам на протяжении месяца, и даже колоссальным на протяжении года.
Также стоит учесть, что цель анализа безубыточности – определить соотношение текущей прибыли к расходам. Именно поэтому при расчете не стоит учитывать начальные вложения в свой бизнес – об их окупаемости можно говорить только после того, как выйдете на точку безубыточности. На рассматриваемом примере булочной на вынос, не нужно учитывать закупку оборудования для выпечки и хранения полуфабрикатов, а также оборудование для точки продаж.

Следующим шагом станет расчет маржинальности – это разница между выручкой от реализации и переменными расходами. Для компаний, имеющих широкий ассортимент – основной и сопутствующие товары, маржу необходимо рассчитывать для основного продукта. Для расчета анализа безубыточности используется формула:
(Выручка – переменные расходы) / Выручка * 100
В результате вы получите процентный показатель маржинальности своего продукта или услуги. Теперь можно рассчитать денежную точку безубыточности – эффективный инструмент при финансовом планировании.
Постоянный расходы / Маржа * 100
А вот расчет продуктовой точки безубыточности, имеет более широкие сферы применения. Метрика показывает, сколько готовой продукции необходимо реализовать, чтобы выйти в ноль по расходам с учетом прибыли. Считается по формуле:
Денежная точка безубыточности / Стоимость продукта/услуги
Обратите внимание, что полученный результат необходимо всегда округлять до полного числа в большую сторону.
Факторы влияющие на точку безубыточности
От ряда факторов, показатель может меняться как в большую, так и в меньшую сторону. Именно поэтому необходимо регулярно проводить перерасчет, чтобы оперировать актуальными данными.
Изменение объемов продаж может как повысить, так и снизить показатель. Для примера, увеличение объема продаж приводит к росту точки безубыточности, поскольку компания несет дополнительные расходы на удовлетворение спроса.
Изменение постоянных и переменных расходов влияет на показатель точки безубыточности. При росте расходов на закупку сырья, аренду, зарплату и коммунальные платежи, также увеличивается точка безубыточности.
Форс–мажор оказывает влияние на показатель безубыточности. Так, если потребовался ремонт необходимого оборудования или его замена, это не только приведет к сложностям в работе, но и увеличит расходы на выпуск готовой продукции.
Методы снижение точки безубыточности
Для получения большего дохода, для любого бизнеса важно снижать показатель точки безубыточности. Как же снизить его? Для этого можно использовать один из двух методов, но при этом важно просчитать заранее, как это отразится на объемах продаж, и не приведет ли к снижению данного показателя.
Ценообразование на основе анализа безубыточности – основной и максимально эффективный инструмент – повышение цен повысить маржинальность, результатом чего станет снижение точки безубыточности. Однако повышая цены на продукты или услуги, важно оценить возможные риски – если это не оправдано, то может привести к перетоку клиентов к конкурентам.
Аутсорсинг – позволяет снизить расходы на производство и другие сферы деятельности вашего бизнеса. Результатом перевода в стороннюю компанию части деятельности, позволяет сократить производственные расходы, на доставку, и многое другое.